Психологическая готовность
Мотивация может быть внешняя и внутренняя.
Внутренняя мотивация
- Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний.
- Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус.
Внешняя мотивация
- Ориентация на внешнюю школьную атрибутику;
- Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму».
Рекомендации для родителей
1. Спросите своего ребенка, хочет ли он в школу? Если он готов туда пойти потому, что там много детей и весело, то ему может не понравится учиться. Иногда для решения этой проблемы достаточно дать понять ребенку, что учеба в школе - это обязанность каждого современного человека, и от соблюдения этих обязанностей будет зависеть отношение к нему окружающих. Но не принуждайте малыша заранее любить то, что он еще не познал.
2. Поддерживайте стремление ребенка ходить в школу.
3. Рассказывайте о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читайте вместе с ребенком книги о школе, рассказывайте о школьных порядках. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также занятия в кружках и секциях.
Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность — это наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи.
Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, переключаемостью.
Память также должна быть произвольной. Ребенок в этом возрасте запоминает 6-8 слов или картинок.
Уровень развитости словесно-логического мышления должен позволять ребенку обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.
Важнейшими показателями интеллектуальной зрелости ребенка являются:
- умение наблюдать;
- ориентация в пространстве и времени; ориентируется в знакомом микрорайоне, узнает улицу, маршрут. Знает название времени суток, месяцев, дней недели, времен года, праздники;
- умение распределить предметы по их размеру, длине, ширине и высоте;
- умение дать предметам и их свойствам единое название, может угадать предмет по признакам (красный, круглый, сочный овощ);
- умение рассказывать о своей любимой деятельности или событии, умение описать картинку;
- способность уловить основные связи между явлениями (туча – дождь);
- способность концентрировать внимание;
- знает имена, отчества родителей, бабушек, дедушек. Свое имя, отчество, фамилию;
- понимает родственные связи (бабушка- это мамина мама, дядя- это папин брат);
- помнит названия книг, которые ему читали, может рассказать куда ездил летом;
- сравнивает предметы, выделяя различия и сходства (ромашка-одуванчик);
- устанавливает причинно-следственные связи и закономерности. (Маша выглянула в окно и сказала – ночью был дождь. Что увидела Маша?);
- соединяет прямой линией точки, находящиеся на расстоянии 8 см;
- аккуратно раскрашивает, штрихует, произвольно может изменять силу нажима на карандаш;
- рисует по заданию палочки разной высоты, копирует образец, соблюдая размер;
- может продолжить орнамент.
Рекомендации для родителей
- Загадывайте ребенку загадки.
- Прочитав ребенку книгу, попросите его придумать продолжение. Если ребенку трудно это сделать, задайте ему наводящие вопросы.
- Спрашивайте ребенка о том, что он делал сегодня, что нового узнал, чему научился.
- Разучивайте с ребенком стихи и песенки.
- Не подавляйте исследовательский интерес, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.
Эмоционально-волевая готовность
Важнейшими показателями волевой готовности являются:
- Умение поставить цель, принять решение, наметить план действия и исполнить его;
- проявить определённое усилие в случае преодоления препятствия;
- способность оценить результат своего действия;
- умение управлять своими движениями, вниманием;
- умение преднамеренно заучивать стихотворение;
- способность подчинить своё желание необходимости сделать что-либо;
- способность управлять своими эмоциями и поведением;
- умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.
Если у ребёнка не сформировано положительное эмоциональное отношение к школе, то он активно сопротивляется учёбе.
- ребёнок не хочет справляться со школьными трудностями, так как родители не приучили его ограничивать свои желания и потребности.
- активное нежелание учиться встречается у тех детей, которых дома напугали школой: «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!»
- у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах. В этом случае, встреча с действительностью может вызвать сильнейшее разочарование, и у ребёнка возникает резко отрицательное отношение к школе.
Рекомендации для родителей
- Поощряйте у ребенка умение управлять собой.
- Приучайте ребенка к выполнению не сложных инструкций.
- Учите ребенка планировать.
- Установите четкие и жесткие требования к ребенку, но не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.
Формированию этих качеств поможет игра. Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства.
Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня.
Социальная готовность
Важнейшими показателями социальной готовности являются:
- Умение понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребенку взрослые;
- Умение считаться с другими, подчиняться и уступать им при необходимости;
- Навык сотрудничества;
- Способность самому решить свои простейшие проблемы, обслужить себя;
- Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята.
- Чувствует ли принятые в обществе нормы общения,
- Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение.
- Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями.
Рекомендации для родителей
- Поощряйте у ребенка проявление активности в общении, любознательности, живого интереса ко всему окружающему.
- У ребёнка к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими.