МБОУ "Средняя школа №1"
г. Гагарин Смоленской области
  • Будущим первоклассникам

    Памятка для родителей будущих первоклассников:

    1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
    2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
    3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. 
    4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
    5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
    6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения.
    7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
    8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
    9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
    10. Помните, что адаптация к школе - непростой процесс, и происходит он совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. 

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам.

    «Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений,» - так писал В.А.Сухомлинский о преемственности между дошкольным и начальным обучением.

    Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к обучению в школе заканчивается дошкольное детство, начинается период школьного возраста.

    С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, новые задачи, новые формы деятельности.  В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, в школьном возрасте - учебная деятельность.

     Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня в физическом и психическом развитии.

     «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    Тест для проверки готовности ребёнка к школе

    • Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
    • Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?
    • Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
    • Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
    • Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений?
    • Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
    • Умеет ли он изменять существительные по числам?
    • Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
    • Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?
    • Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?
    • Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
    • Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
    • Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
    • Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?
    • Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
    • Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?
    • Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом “овощи” помидоры, морковь, лук)?
    • Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д. ?

    Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста.

    Если оно составляет

    15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;

    10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;

    меньше 9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте другую специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Психологическая готовность

    Мотивация может быть внешняя и внутренняя.

    Внутренняя мотивация

    •   Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний.
    •   Также благоприятным мотивом считается    желание ребенка получить новый статус.

    Внешняя мотивация

    •   Ориентация на внешнюю школьную атрибутику;
    •   Многие первоклассники начинают учиться   для того, чтобы «порадовать маму». 

    Рекомендации для родителей

    1. Спросите своего ребенка, хочет ли он в школу? Если он готов туда пойти потому, что там много детей и весело, то ему может не понравится учиться.    Иногда для решения этой проблемы достаточно дать понять ребенку, что учеба в школе - это обязанность каждого современного человека, и от соблюдения этих обязанностей будет зависеть отношение к нему окружающих. Но не принуждайте малыша заранее любить то, что он еще не познал.

    2.  Поддерживайте стремление ребенка ходить в школу. 

    3.  Рассказывайте о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читайте вместе с ребенком книги о школе, рассказывайте о школьных порядках. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также занятия в кружках и секциях.

    Интеллектуальная готовность

    Интеллектуальная готовность — это наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи.

    Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, переключаемостью.

    Память также должна быть произвольной. Ребенок в этом возрасте запоминает 6-8 слов или картинок.

    Уровень развитости словесно-логического мышления должен позволять ребенку обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.

    Важнейшими показателями интеллектуальной зрелости ребенка являются:

    •   умение наблюдать;
    •  ориентация в пространстве и времени; ориентируется в знакомом микрорайоне, узнает улицу, маршрут. Знает название времени суток, месяцев, дней недели, времен года, праздники;
    •  умение распределить предметы      по их размеру, длине, ширине    и высоте;
    • умение дать предметам и их свойствам единое название, может угадать предмет по признакам (красный, круглый, сочный овощ);
    •  умение рассказывать о своей любимой деятельности или событии, умение описать картинку;
    • способность уловить основные связи между явлениями (туча – дождь);
    • способность концентрировать внимание;
    • знает имена, отчества родителей, бабушек, дедушек. Свое имя, отчество, фамилию;
    • понимает родственные связи (бабушка- это мамина мама, дядя- это папин брат);
    • помнит названия книг, которые ему читали, может рассказать куда ездил летом;
    • сравнивает предметы, выделяя различия и сходства (ромашка-одуванчик);
    • устанавливает причинно-следственные связи и закономерности. (Маша выглянула в окно и сказала – ночью был дождь. Что увидела Маша?);
    • соединяет прямой линией точки, находящиеся на расстоянии 8 см;
    • аккуратно раскрашивает, штрихует, произвольно может изменять силу нажима на карандаш;
    • рисует по заданию палочки разной высоты, копирует образец, соблюдая размер;
    • может продолжить орнамент.

    Рекомендации для родителей

    1. Загадывайте ребенку загадки.
    2. Прочитав ребенку книгу, попросите его придумать продолжение. Если ребенку трудно это сделать, задайте ему наводящие вопросы.
    3. Спрашивайте ребенка о том, что он делал сегодня, что нового узнал, чему научился.
    4. Разучивайте с ребенком стихи и песенки.
    5. Не подавляйте исследовательский интерес, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.

    Эмоционально-волевая готовность

    Важнейшими показателями волевой готовности являются:

    • Умение поставить цель, принять решение, наметить план действия и исполнить его;
    • проявить определённое усилие в случае преодоления препятствия;
    • способность оценить результат своего действия;
    • умение управлять своими движениями, вниманием;
    • умение преднамеренно заучивать стихотворение; 
    • способность подчинить своё желание необходимости сделать что-либо;
    • способность управлять своими эмоциями и поведением;
    • умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.

    Если у ребёнка не сформировано положительное эмоциональное отношение к школе, то он активно сопротивляется учёбе.

    1. ребёнок не хочет справляться со школьными трудностями, так как родители не приучили его ограничивать свои желания и потребности.
    2. активное нежелание учиться встречается у тех детей, которых дома напугали школой: «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!»
    3. у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах. В этом случае, встреча с действительностью может вызвать сильнейшее разочарование, и у ребёнка возникает резко отрицательное отношение к школе.

    Рекомендации для родителей

    •  Поощряйте у ребенка умение управлять собой. 
    • Приучайте ребенка к выполнению не сложных инструкций. 
    •  Учите ребенка планировать.
    • Установите четкие и жесткие требования к ребенку, но не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.

    Формированию этих качеств поможет игра. Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства.
    Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня.

    Социальная готовность

    Важнейшими показателями социальной готовности являются:

    •   Умение понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребенку взрослые;
    •   Умение считаться с другими, подчиняться и уступать им при необходимости;
    •   Навык сотрудничества;
    •   Способность самому решить свои простейшие  проблемы, обслужить себя;
    •  Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его   позовут другие ребята.
    •  Чувствует ли принятые в обществе нормы общения,
    • Готов ли учитывать интересы других детей или   коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое       мнение.
    •  Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями.

    Рекомендации для родителей

    •  Поощряйте у ребенка   проявление активности в общении, любознательности, живого интереса ко всему окружающему.                                                                            
    •  У ребёнка к моменту поступления в школу должен  быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими.

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию

    Документы

    • Все документы
    • Бланки заявлений
    • Локальные нормативные акты
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie